А я вот специально откладывала мыслеизвержение относительно вчерашнего похода в кино. Потому что для того, чтоб полностью проникнуться каким-нибудь произведением искусства/книгой/фильмом/фиком, мне нужно какое-то время походить и подумать. Желательно, чтобы никто меня при этом не отвлекал. То есть, фактически получается, что сразу я ничего внятного высказать не могу, чисто потому что у меня от переизбытка мыслительных процессов и эмоций подходящие слова для характеристики собственных бурных восторгов куда-то деваются. Вот ругаться - это запросто.
Так вот,
"Последние дни".
информация о фильмеLast Days
США, 2005
Режиссёр Гас Ван Сэнт
В ролях Майкл Питт, Азия Ардженто, Райан Феллнер, Ким Гордон, Лукас Хаас, Рикки Джэй, Хармони Корин, Ари Томэ
97 мин.
Лидер неназванной рок-группы Блэйк (Питт) блуждает по лесным тропам и коридорам огромного затерянного среди деревьев дома, с каждой минутой становясь все менее адекватным земной реальности, — мерные удары часов с боем неумолимо отсчитывают время, оставшееся до его самоубийства…
Гас Ван Сент не смог получить права на кинобиографию реального рокера — Курта Кобейна, сутулый и обреченный герой зовется у него другим именем. Что только помогло фильму, превратившемуся в универсальное высказывание о последних днях поэта и тайне творчества. Подлинным соавтором режиссера выступает молодой актер Майкл Питт — не только потому, что играет удивительно талантливо. Песни «как бы Кобейна» сочинены Питтом *если это правда, то мой ему респект, ибо музыка - очень классная, так что мне после просмотра резко захотелось ознакомиться с творчеством "Нирваны"*, и в них есть смятение, позерство, надлом, вызов, боль — все, что сделало лидера Nirvana последним героем 90-х.
информация о режиссере
Гас Ван Сент
Игровые фильмы: 1985 Плохая ночь / Mala Noche; 1989 Аптечный ковбой / Drugstore Cowboy; 1991 Мой личный штат Айдахо / My Own Private Idaho; 1993 Даже ковбойши иногда грустят / Even Cowgirls Get The Blues; 1995 Умереть за / To Die For; 1997 Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting; 1998 Психо / Psycho; 2000 Найти Форрестера / Finding Forrester; 2002 Джерри / Gerry, 2002; 2003 Слон / Elephant; 2005 Последние дни / Last Days.
Гас Ван Сент родился 24 июля 1952 года в Луисвилле, штат Кентукки. Учился в школе дизайна на Род-Айленде, где серьезно увлекся сочинительством музыки. Правда, не так серьезно, как однокашники: Дэвид Бирн, Тина Веймаут и Крис Франц сформировали легендарную группу Talking Heads, увлечение же Ван Сента ограничилось любительскими записями, изданными на CD только в конце 90-х в виде двух альбомов — «Gus Van Sant» и «18 Songs about Golf». В начале 80-х потомок голландских иммигрантов Ван Сент переехал в город Портленд, где создал недолго просуществовавшую группу Destroy All Blondes. Плодом дружбы с Уильямом Берроузом стал диск «The Elvis of Letters», а выражением неугасающей любви к музыке — видеоклипы, которые в 90-х Ван Сент делал для Дэвида Боуи и Red Hot Chili Peppers. Гораздо продолжительнее оказался его роман с кино, начавшийся с поклонения фильмам Стэнли Кубрика и работы ассистентом у Роджера Кормана. Первая большая работа Ван Сента — черно-белая гей-драма «Плохая ночь» — прославила его в узких кругах и позволила пригласить в «Аптечного ковбоя» звезду Мэтта Диллона. На Венецианский фестиваль 1991 года Ван Сент пожаловал с «Айдахо для меня одного» уже в качестве знаменитости. Пронзительное роуд-муви, в котором свои лучшие роли сыграли Кеану Ривз и Ривер Феникс, превратило Ван Сента в живого классика. В 1993-м Феникс погиб от передозировки наркотиков, проект об Уорхоле, в котором Ривер должен был играть молодого Энди, сгорел вместе с актером, памяти которого Ван Сент посвятил еще один замечательный дорожный фильм — «Даже ковбойши иногда грустят». В середине 90-х Ван Сент оказался на распутье. После обласканного Американской киноакадемией «Умницы Уилла Хантинга» он одной ногой заступил на территорию голливудского истеблишмента. Его репутацию не разрушил даже награжденный «Золотой малиной» аляповатый ремейк хичкоковского «Психоза». Герой ван-сэнтовского шедевра «Мой личный штат Айдахо», страдающий нарколепсией бродяжка Майк, переживал, что не может «почувствовать себя нормальным». Опасения по поводу «исправления» и «нормализации» Ван Сента вроде бы подтвердил следующий его фильм, «Найти Форрестера». Но в начале нового века Ван Сент вернулся к альтернативному кино. Абсурдистский гей-этюд на музыку Арво Пярта «Джерри» сжег все мосты к отступлению в Голливуд. За «Джерри» последовал победивший на Каннском фестивале «Слон», местом действия которого в очередной раз стал любимый город Ван Сента — Портленд, а основой сюжета — кровавая резня, учиненная школьниками в колледже Колумбайн. Подобная жуть давно стала бичом американской глубинки и дала Майклу Муру повод снять хлесткий социальный фильм «Боулинг для Колумбины». «Слон» далек от документальных опытов Мура. Плавность камеры-сомнамбулы превратила грязную бытовуху в фильм-балет, имеющий прямое отношение к абстрактной живописи. Похожий метод использован Ван Сентом и в «Последних днях», где реальная история — самоубийство звезды гранжа Курта Кобейна — стала поводом для гипнотической киномедитации.
Мне понравилось. Фильм такой, совершенно потрясающий своей депрессивной и монотонной атмосферой... Это действительно
последние дни. Никакой надежды. Вяло, пусто, холодно. Никто никому не нужен. Людям, живущим под одной крышей, в сущности, друг на друга насрать. Такая вот аморфность и практически одни животные инстинкты: секс, дурь, сон. Каждый день цикл повторяется, и, вроде как, этому не предвидется конца и края. Бедный музыкант тихо подыхает, а эти люди, вечно обкуренные и живущие за его счет, с каким-то больным интересом слушают проповедников, воют его песни по аккомпанимент пластинки, пьют, жрут и трахаются. И смерть в конце фильма после всего этого кажется удивительно закономерной. Просто там не было ни одного нормального человека, который мог бы остановить это медленное падение. Да и сам Блейк этого не хотел. А вообще, думается мне, ему было похуй, в таком-то состоянии...
Саунд - бесподобный. Можно было расслышать все скрипы, шорохи, шаги и вздохи. И еще пронзительные, истерические всхлипы гитары.
И там еще была такая восхитительно навязчивая песенка про Северина. У меня почему-то постоянно вертелись в голове ассоциации со Снейпом, Молкой (это уже касательно мелодии и манеры исполнения) и ангстами. Блин, я хочу себе такую закачать, да только где ж взять?
И мальчик мне понравился, вот. Кавайно-яойный такой... Полфильма проходил в женском платье с ружьем наперевес. Не знаю, насколько это вписывается в биографию реального музыканта, но выглядело достаточно эффектно.
И еще, я сейчас найду подробную биографию Кобейна и буду читать и просвещаться. Так что можно считать, что фильм не прошел мимо моего сознания.