История о двух метеорологах на Чукотке большинству может показаться скучной, затянутой и малоинтересной, но лично я не могла оторваться от экрана с первой до последней секунды. И дело не только в том, что главный герой безбожно напоминает Джесси Пинкмана, - как внешне, так и по поведению, - а дикая природа гипнотически прекрасна, сурова и меланхолична, но и во внутренней динамике сюжета, которая заставляет вдумываться в каждую деталь, заботливо акцентируемую оператором.
Не буду расписывать проблематику фильма, которая включает в себя и разницу поколений, и выживание вдали от цивилизации, и ломку характера, и чувство долга, и влияние изоляции на психику, и даже месть – бессмысленную и беспощадную. Остановлюсь только на своей любимой теме, которая, на мой взгляд, здесь является одной из ключевых. «Как я провел этим летом» - прежде всего притча о том, как одна маленькая ложь запускает цепь необратимых событий и приводит к трагическим последствиям, которые не должны были случиться. Но случились, потому что кто-то струсил, а кто-то перегнул палку, и непонимание превратилось в огромный неудержимый снежный ком, снесший последние барьеры здравого смысла и гуманности.
Финал сумел меня удивить даже несмотря на то, что я его благополучно проспойлерила на Кинопоиске. Не зря говорят: важно не «что», а «как» и «почему». Так вот, «как» здесь реализовано наилучшим образом, а «почему» - решать зрителям. Но это кардинально меняет отношение к героям.
Конечно же, фильм «Как я провел этим летом» не идеален. Но он умный, живой, атмосферный, пронзительный и красивый. Он – авторский, и это многое объясняет. И он определенно останется в памяти как один из интереснейших образцов нового российского некоммерческого кино.